|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
| | |
| Главная » 2010 » Ноябрь » 30 » Портки и штаны. Вообразим невыразимое?
03:27 Портки и штаны. Вообразим невыразимое? |
Такой привычный для нас сейчас предмет мужской одежды, как брюки, имеет длительную и своеобразную историю. Штаны были знакомы человечеству очень давно, тем не менее, классический античный мир их не знал. Они пришли в традиционный европейский мир от кочевых племен. Что не удивительно: все же основным средством передвижения для кочевников всегда была лошадь.
Древние жители Восточной Европы познакомились с этой одеждой благодаря скифам и сарматам, Западная Европа – благодаря варварам (готам). В императорском Риме со штанами, кстати, пытались бороться, хотя германские кожаные штаны сразу пришлись по душе римским воинам. Когда же на наших просторах вошли в житейский обиход штаны – достоверно не известно (указывают на XI век – тогда уже носили).
Этот предмет одежды прижился везде и стал символом мужского, «маскулинного», в силу чего столь привычные уже для всех штаны и брюки тоже стали полем битвы. В вопросах одежды вообще, к сожалению, кроется масса возможностей для споров, в том числе «на высоком идеологическом уровне».
Штаны – не исключение. Термин, выросший «из штанов», стал революционным термином во Франции (санкюлоты – беспорточные, от sans culotte, где кюлот – короткие штаны знати и буржуазии в отличие от длинных у бедняков). Но, по счастью, сейчас все вопросы здесь сосредоточены в довольно узкой области – вопросах сексологии, женской эмансипации и прочего, что строго на любителя. (Есть даже работа с характерным названием «Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология» российского сексолога И. Кона).
Столь знакомое нам слово «брюки» появилось не так давно и пришло из нидерландского языка. До этого пользовались словом «штаны» (по основной версии – слово турецкого происхождения), а еще раньше – словом «порты», или «портки». А еще в русском литературном языке 19 века бытовало очень стыдливое слово для мужской одежды – «невыразимое» (или «невыразимые»). Невыразимое – и все тут. Сразу всем читателям понятно. Зафиксировано и в литературе:
«Его бухарский халат разъехался спереди, и обнаружились препротивные нижние невыразимые из замшевой кожи» (И. Тургенев. Повесть «Несчастная»). Или у Тургенева же: «Выхожу – и вижу – за калиткой – человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаз в позе победителя» (очерк «Пэгаз»). Или у Вяземского: «Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой».
Целомудренные писатели нашли и словосочетание, описывающее, как бы это выразиться, человека, оказавшегося без невыразимых. Писали просто «без оных». Сразу всем читателям тоже все понятно. «Как только, бывало, губернатор за ворота, так предводитель сейчас: Ой, тарантас! – и марш в деревню. И ходит там без оных, покуда опять начальство к долгу не призовет» (Салтыков-Щедрин. Сказки. «Праздный разговор»). Собственно, «невыразимое» – это шутливый эвфемизм, конечно.
И все же попробуем, оставаясь столь же целомудренными, как некоторые писатели-классики (не только русские – и Диккенс так деликатно называл), вообразить это невыразимое.
Порты, портки – древнее слово. Когда-то им и обозначалась немудреная «одежда типа брюк». Происхождение слова понятно – от «портно», грубого холста, из которого и шили самую насущную одежду – портки и рубашки. Нам осталось слово «портной». Впрочем, слово «портки» тоже живет и здравствует и поныне. И городские женщины часто его употребляют, обращаясь к мужу или сыну. И в шаловливых стихах проскакивает. И в непристойных частушках звучит.
| Возвращение Яросланца на родину (автор неизвестен, русский лубок) |
Портки из грубого холста или пестряди шились беднотой. (Пришёл марток – надевай семь порток! – важное указание на обманчивую погоду ранней весной). Портки изначально делились на «холодные, стеганые и теплые» – то есть шились на разную погоду. Предположительное отсутствие портков стало символом крайней нищеты – беспорточный (говорили еще голоштанный, бесштанный, голопятый). Замечательно и неожиданно так звучит у Твардовского в «Василии Теркине»:
К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной.
Сейчас так могут сказать только о малых детях и в другом, прямом смысле. А в деревнях когда-то дети подолгу бегали по улицам без портков, в одной рубашке («беспорточная команда»). Слово сохранилось и как некий образ:
Слетелись-сбежались Дуб Волосастый, Зовкий Дарун,
Беспорточный Комар – задирчивый глаз, да Брюхо – Валун,
Из соседнего леса Дмитрий-Боян примчал на коне,
Кулавой-Одинец, Крылина-Мудрец в хрустальной броне..
(Ю. Шевчук. Сказка).
| А. Васнецов (брат В. Васнецова и сам прекрасный художник). Лубяной торг на Трубе в XVII в. |
Люди позажиточней надевали зимой порты суконные («Рубашка на нем грязная, на портках домашнего сукна заплаты». Новиков-Прибой «На медведя»). Летом носили порты тафтяные (из тафты – шелка). До XV века портки шились из двух прямых полотнищ, с клином, который назывался ластовицей, и с очкуром (пояс, завязка). Портки могли быть узкими или пошире, длинными и не очень. Следовали и моде – портки «в елочку» или в полосочку.
| А. Рябушкин. Московская улица, 17 век. |
Знать носила порты из дорогих тканей – парча, объярь (плотный узорчатый шелк). Могли порты и мехом подбить, сделать «с исподом» – мех брали с брюшка песца, белок, соболей.
Порты, естественно, носили мужчины всех сословий. До нас дошло выражение «Без порток, но в шляпе», известно и «Сапожник без сапог, портной без порток». Не исключено, что в некоторых семьях можно и сейчас, к сожалению, услышать «Снимай портки!» (дескать, жди ремня).
| А. Васнецов (брат В. Васнецова). Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век |
Надо полагать, что когда-то всяких поговорок и присказок было намного больше. Например, о бестолковом, но суетливом человеке говаривали: «Седлай порты, надевай коня!».
Удерживались порты на талии или бедрах узлом на гашнике. Сохранились разнообразные поговорки-отговорки с этим словом («И рад бы погнался, да гашник порвался», или «И рад бы не поддался, да гашник оборвался»). В общем, гашник виноват, а то бы я!
С помощью гашника можно было делать портки уже или свободнее – так, как было в данный момент удобнее. Узлы завязывали спереди и сзади: «Те же портки, да наперёд узлы» – поговорка, смысл которой совершенно ясен (то же самое).
Слово «гашник» – интересное, и запомнить его легко. Во-первых, кому не знакомо из жизни – «Спрятать в загашник»? А поговорка именно отсюда. Во-вторых, укороченным «гаш» могли заменить слово «портки».
Но еще интереснее, что есть еще одно слово для портов – гачи. Оно сохранилось в некоторых славянских языках – вот сейчас электронный словарь мне перевел на украинский: гачі – штаны (полотняные; белые суконные). Это слово до сих пор используется и в ряде регионов России («засучить гачи»).
Тюркское «иштон» пришло со времен Золотой Орды. Но слово «штаны» распространилось на мужскую одежду в XVIII веке, оставив слово «портки» сугубо для обозначения исподнего белья. И уже с этим словом пошли в народе новые выражения, пословицы и поговорки: «задрав штаны» (у Маяковского еще: «задрав порточки»), «остаться без штанов» – как крайняя степень нужды, «вырасти из коротких штанишек» и так далее.
Итак, портки давно стали устаревшим названием устаревшего же исподнего белья. Штаны тоже окончательно «превратились» в элегантные брюки. Надеюсь, мне удалось выразить невыразимое, а вам его вообразить. А то долго не могла и близко подойти к такой щекотливой теме...
|
Просмотров: 270 |
Добавил: coguar
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
ФИО |
|
Филосовско-Информационное Объединение группы Александра Кожневецкого. Информация предоставленная на сайте является личной точкой зрения на происходящие события как в целом мире так и в определенных областях и/или отраслях. Охват сведений не ограничивается и зарубежными новостями характера компьютеризации и новых технологий.
Отражение любого взгляда формирует определенное поведени относительно сложившейся ситуации. Поэтому не стоит не дооценивать свои мысли и выводы относительно чего-то.
|
|
|
|