Воскресенье, 19.05.2024, 14:21
WWW.fio.at.ua
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Иновационные платежные интернет системы. Пользуютесь ли вы ими и как?
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Апрель » 16 » "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!"
11:02
"Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!"



97 лет назад, 19 марта, родился советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, новатор тактики истребительной авиации, выдающийся воздушный боец, человек-легенда — Александр Иванович Покрышкин. В годы Великой Отечественной войны он явился автором знаменитой формулы воздушного боя: "высота — скорость — маневр — огонь".

----------------------<cut>----------------------




Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И. Покрышкин и его ведомый, гвардии ст. л-т Г.Г. Голубев у "Аэрокобры". Покрышкин сбил на американском истребителе 47 немецких самолетов, Голубев — 15.


Cреди имен военных летчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приемов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твердость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.


Боец, целеустремленный и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.


Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному летчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.


Автор крылатой формулы: высота — скорость — маневр — огонь, — Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.


Герой Советского Союза и национальный герой России родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 (19) марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в 14 лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми.


Мечта о летной профессии овладела Покрышкиным еще в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив седьмой класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из шестнадцати коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу. Через 4 года заветная путевка в авиашколу получена, он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только авиатехников.


Досконально изучив материальную часть самолетов, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2го ранга Покрышкина. Но тот неукротим и в сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в летное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу летчиков и получает направление в 55й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от Советско — Румынской границы.


Радость полетов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили ее энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полетов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.


За 2 месяца до начала войны 55й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на И15 и И153, был перевооружен на новенькие МиГ3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии.


Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления — в бою все представлялось важным.


Боевое крещение Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55го авиаполка. Свой первый самолет Покрышкин сбил 22 июня 1941 года — к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.





На самолете Покрышкина уже не хватало места для звезд.


23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятерку Ме109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажег одного из "Мессеров". Завороженный видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушел на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.


3 июля 1941 года летчик был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ3, проведя десяток штурмовок на И16. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завел тетрадь, озаглавив ее "Тактика истребителей в бою". (Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил).


Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведет разведку и вновь его подбивают. 5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полета была внезапно атакована четверкой Ме109. Лишившись ведомого, советский летчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ".


"Перед самой землей, — вспоминал А. И. Покрышкин, — мотор заглох, выравниваю самолет и иду на посадку "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя — не позволяет земля. В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску — и я теряю сознание..."


Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев летчик вышел к своим.


Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание. По возвращении в часть ему поручают переучивание молодежи с И16 на МиГ3 и по личному распоряжению командира полка В. Иванова он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости — так называемым "соколиным ударом", с эшелонированием по высоте. А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом.


Танковые дивизии генерала фон Клейста ворвались в Ростов 21 ноября 1941 года, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведданным, которые сумел добыть Александр Покрышкин в сложнейшем полете в условиях ограниченной видимости, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, Советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из ее летчиков! Значимость совершенного им была слишком очевидна, и Покрышкин был удостоен своей первой награды — ордена Ленина.


Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою". Осенью 1941 года он писал:


"Главной причиной неудач при сопровождении бомбардировщиков была малая скорость истребителей. И как следствие этого — ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения ее необходимо сопровождающим звеньям и парам полет производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Это способ сопровождения методом "ножниц".


После тяжелых сражений 1941 года 55й иап был отведен в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16й Гвардейский истребительный авиаполк. Пополненный новыми самолетами Як1 полк попал на фронт в июне 1942 года. В бесконечных боях, полетах на разведку и перебазированиях прошло лето. В течение 6 месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед (2 Ju88, Ме110, 4 Ме109). Весьма характерным для него был перехват над Кропоткином, когда, взлетев во главе пятерки, он лично сбил 3 Ju88, еще 2 Ме110 сбила пара Аркадия Федорова. По приземлении Покрышкиным было доложено, что каждый из летчиков, участвовавших в вылете, сбил по одному самолету противника.


Однако самыми страшными для него оказались не "Мессера" и "Юнкерсы", не туманы и зенитки, а зависть и злобная мстительность. Давнее недружелюбие штурмана полка Н. Исаева, ставшего командиром в конце 1942 года, помноженное на угодливую подлость, чуть было не стоило Покрышкину жизни: его вывели за штат полка, отозвали представление к званию Героя Советского Союза, исключили из партии, направили дело в трибунал. И ведь речь шла о летчике, проведшем полтора года в непрерывных боях, совершившем около 400 боевых вылетов и фактически сбившем в воздухе около 20 самолетов противника!


Любовь медсестры Маши, встреченной им летом 1942 года и ставшей впоследствии его женой, спасла Покрышкина от отчаяния, от себя самого, а заступничество вернувшегося из госпиталя комиссара полка М. Погребного избавило его от неправедного суда.







Александр Покрышкин с семьей.


216я истребительная авиадивизия (с 17 июня 1943 года 9я Гвардейская истребительная авиадивизия), неся потери и не получая новых самолетов, к осени оказалась совершенно измотанной. 16й Гвардейский авиаполк, в котором воевал Покрышкин, сдав потрепанные машины, отбыл на переформирование — осваивать новую технику.


Переучившись в 25м запасном авиаполку, и в марте 1943 года получив в Тегеране американские "Аэрокобры", 9 апреля полк приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома.


Первый боевой вылет после длительного перерыва летчики эскадрильи Капитана Покрышкина совершили 14 апреля и добились успеха — сбили 2 Ме109 (один из них — на его счету). Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приемов, разработанных Александром.


Поистине звездной стала для Покрышкина весна 1943 года — воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолетов и плотности воздушных боев Кубанское сражение было самым напряженным за всю войну: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолетов. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как летчика — истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из — под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. "Ищи противника, — учил Покрышкин. — Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива — это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил — сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".


Тем временем воздушное сражение над Кубанью разгоралось. Летать приходилось до 5 раз в день. И редкий вылет проходил без встречи с противником. Характерной для того периода была картина, когда пикирующий ЛаГГ3 догонял "Мессер", которого преследовал "Як", и так далее. Истребители буквально гонялись друг за другом. Немецкие летчики, теряя свои самолеты при каждой встрече с нашим Асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении — "Внимание! В воздухе Покрышкин!". Лишь за неделю боев он лично сбил 6 самолетов противника, а летчики его эскадрильи — 29!


В этих боях проявилось не только его летное мастерство. Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приемы были взяты на вооружение в авиационных частях. Так, во время патрулирования, советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.


По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше: около 30 (12 — 15 Ме109, 4 — 6 Ju88, 9 — 13 Ju87, 2 FW190). Здесь же летчик проводит несколько выдающихся по результативности боев. В памятный день, 12 апреля, в районе Крымской он сбил 4 Ме109. К счастью, свидетелем этого боя был генерал К. Вершинин и Покрышкину не только засчитали сбитые машины, но и наградили вторым орденом Красного Знамени. Позднее он уничтожил еще 3 вражеских самолета и довел число сбитых за день машин до 7. За исключением легендарного боя Александра Горовца, история Советской авиации не знает таких примеров. Через несколько дней Покрышкин сбил 3 пикировщих бомбардировщика Ju87 в одном бою, а 28 апреля в составе восьмерки разогнав 3 девятки "лаптежников", сбил 5 (!) из них. Атаковал он излюбленным "соколиным ударом" — сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам.


К маю 1943 года Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани (к концу сражения в его активе значилась 31 победа). 24 мая 1943 года за успешное выполнение заданий, 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника (официально к апрелю 1943 года), командиру эскадрильи 16го Гвардейского истребительного авиаполка капитану А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.


5 мая 1943 года Покрышкин совершает первый вылет на новой "Аэрокобре" с бортовым номером "100", сменив свою старую машину с "несчастливым для них" номером "13".


В результате напряженнейших боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, на этом участке фронта наступило временное затишье. На совещании, собранном генералом Вершининым, где присутствовали наиболее отличившиеся летчики, командный состав и работники штабов ВВС, Покрышкин обнародовал свои тактические находки: "этажерку" из самолетов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца ( этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях ), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло вразрез с существовавшими требованиями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых наземными войсками. К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствовавших летчиков, но и у командования. Вскоре в 4й Воздушной армии, а через некоторое время и во всех ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения летчиков и стрелков — свидетелей воздушного боя.


31 июня 1943 года дивизия получила приказ перебазироваться в Донбасс. Три месяца в небе Кубани принесли Покрышкину много побед. Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и воспитанником молодых летчиков. Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых пилотов, с пополнением прибывших в полк в июне 1943 года. Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт. Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их "облетав", он повел вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме109, создал условия еще для нескольких побед вдохновленных им летчиков. О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.


С августа 1943 года 16й Гв.иап участвовал в боях на Миус — фронте, на реке Молочной, над Черным морем, над Днепром. 24 августа за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолетов противника Гвардии майор А. И. Покрышкин был награжден второй медалью "Золотая Звезда" и стал 10м в стране дважды Героем Советского Союза.


В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 "Юнкерсов" (7 Ju88, 6 Ju87, Ju Ю52) и Ме109. Среди сбитых — 2 высотных разведчика Ju88. Среди особенно победоносных и яростных — бой в районе Большого Токмака 23 сентября 1943 года.


В ноябре 1943 года, используя подвесные топливные баки, Покрышкин ведет "поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях" над Черным морем. В четырех "охотах" он сбивает 5 транспортных Ju52. Трехмоторный "Юнкерс", вооруженный несколькими крупнокалиберными пулеметами, был серьезным противником, ну а низкая плотная облачность, штормящее море и сильный порывистый ветер делали условия "охоты" предельно сложными. Обнаружение же одиночных машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелетной погоды, может быть объяснено, пожалуй, лишь гением летчика.


В феврале 1944 года Гвардии подполковника Покрышкина вызвали в Штаб ВВС в Москву и Главком А. Новиков, высоко ценивший его, предложил ему должность Начальника боевой подготовки истребительной авиации с немедленным присвоением генеральского звания. Покрышкин отказался и попросил вернуть его на фронт. Однако просьбу его удовлетворили не сразу. В конце марта, после гибели известного аса Л. Л. Шестакова, Александру Ивановичу предлагают стать командиром "маршальского" 176го Гв.иап, но он рвется к своим в Черниговку, в пропахший бензином, маслом и порохом ревущий мир кабины самолета и аэродрома. Лишь в апреле его отпускают, а через несколько дней Дзусов знакомит его с приказом, которым он, Покрышкин, назначается командиром 9й Гвардейской Мариупольской авиационной дивизии.


В составе 2го, а затем 1го Украинских фронтов дивизия участвует в воздушном сражении под Яссами. Как комдив Покрышкин с пункта наведения руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолетов в воздухе и с наземными войсками. Дороги войны весной 1944 года привели Покрышкина на рубежи, на которых его застала война 22 июня 1941 года. Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи через 3 года вернулся в Приднестровье дважды Героем, Гвардии подполковником, командиром Гвардейской авиадивизии. Но до конца войны было еще далеко. И всюду, где вела боевые действия 9я Гв.иад, ее командир выступал как талантливый руководитель, сам летающий на боевые задания, личным примером вдохновляя подчиненных.


Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четверок с превышением пар около 1000 метров. Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолетов противника (4 Ju87, 2 FW190, Hs129), причем 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.










Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведенный нашими асами 16 июля 1944 года. Во всем блеске проявились в нем боевые качества советских командиров и рядовых летчиков. В тот день 12 самолетов 16го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налетов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 — 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим — Гвардии Подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Гвардии Старшего лейтенанта А. Труда. Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 пикирующих бомбардировщиков Ju87 и штурмовиков Hs129, прикрываемые 8 истребителями FW190. Увидев наши самолеты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.


Истребители Г. А. Речкалова и А. И. Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четверкой Покрышкин нанес удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs129. Четвертой атакой ему удалось поджечь Ju87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардировщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла еще трех "Юнкерсов". На выходе из четвертой атаки Клубов удвоил свой счет. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолетов, 4 из которых были на счету Александра Покрышкина.


Этот блестящий бой нашел потом отражение в описаниях и схемах, на нем училась авиационная молодежь. Однако маневры Покрышкина в этом бою были столь резки и стремительны, что к концу схватки группа потеряла его, и двух штурмовиков он сбивает уже без свидетелей, в одиночку — они не были официально засчитаны на его боевой счет.


В августе 1944 года полки 9й Гвардейской авиадивизии базировались уже на аэродромах вблизи Вислы. Отсюда было недалеко и до Берлина. Летчики дивизии готовились к решительному штурму столицы Германии. 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, Александр Покрышкин был награжден третьей медалью "Золотая Звезда". Он стал первым в стране трижды Героем Советского Союза. Эта весть застала его на полевом аэродроме.




В январе 1945 года началось наступление на Берлин. 14 января, в благородной ярости отправившись в бой после гибели своего ученика комэска В. Жердева, Покрышкин с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил бомбардировщик Ju87.


В феврале 1945 года, не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, Покрышкин решил использовать часть автострады Бреслау — Берлин. Со своим ведомым Г. Голубевым, он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра уже размаха крыльев "Аэрокобры". Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.





Истребитель МиГ-3. На такой машине А. И. Покрышкин встретил войну.







Знаменитая P-39N — "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года.





Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четверок с превышением пар около 1000 метров. Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолетов противника ( 4 Ju-87, 2 FW-190, 1 Hs-129 ), причем 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.





Покрышкин на Параде Победы в 1945 году


Продолжая летать во главе групп летчиков своей дивизии, Покрышкин последние боевые вылеты совершил уже над Берлином. К концу войны он совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях, официально сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в составе группы. В военно — исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед — 72, 90, более 100. Наверное, как ни у кого другого, официальные результаты его боевой работы были занижены, чему есть ряд как объективных, так и субъективных причин.


Когда летом 1945 года Покрышкину предложили поступить в академию ВВС, он со свойственной ему решимостью отказался и попросил направить его в Военную академию имени М. В. Фрунзе, где он мог получить более широкие знания. Многим запомнился эпизод, когда в практических орудийных стрельбах тремя снарядами А. Покрышкин с В. Лавриненковым достигли абсолютного результата. Никто из сдававших тогда зачет, а среди экзаменуемых были и опытные артиллеристы, не смог повторить их успеха. Академию ас окончил в 1948 году с золотой медалью.


После окончания академии Покрышкин был назначен заместителем командира авиакорпуса в Ржев. Только через год трижды Герой Советского Союза с женой и двумя маленькими детьми получил, наконец, квартиру в одном из 100 привезенных сюда финских домиков.


Когда в конце 1950 года под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать саперов было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой летчик оставался всю жизнь.


Лишь в 1953 году Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов — на — Дону заместителем командующего Воздушной армией. Окончив с отличием академию Генерального штаба, он стал командующим 8й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет. И во время учебы в академии и позднее, до 1963 года, Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полете, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт. Только огромный летный опыт и специфическая "память пространства" помогли ему вернуться на аэродром и посадить машину.




В начале 60х годов он защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряженный аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно "оценило" новации, обобщенные в диссертации, наградив за них... сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.


В августе 1968 года он был назначен заместителем Главкома ПВО страны. Отношения с Главнокомандующим — Маршалом Батицким не сложились, и его служба в этой должности была особенно сложной. Когда представилась возможность, он решительно перешел на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно — патриотической работой.




В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации. Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушел со своей последней должности сам.


Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Болгарии — именной Як3 подаренный ему земляками Новосибирцами, в музее Великой Отечественной войны в Кишиневе стоит МиГ17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".






Всего легендарный летчик за всю свою жизнь был награжден орде-нами Ленина (шесть), Октябрьской Революции, Красного Знамени (четы-режды), Суворова 2-й степени (дважды), Отечественной войны 1-й степе-ни, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, иностранными орденами.


Жизнь, судьба Александра Ивановича Покрышкина — пример военного и гражданского мужества.


Шестого ноября 1949 года на площади в центре города состоялся многотысячный митинг. Горожане собрались здесь, чтобы принять участие в открытии бюста — монумента своему земляку, трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Сам Александр Иванович присутствовал на торжестве. Новосибирцы с волнением слушали слова Покрышкина, первым в нашей стране удостоенного звания трижды Героя Советского Союза.





Памятник Покрышкину в Новосибирске




Просмотров: 422 | Добавил: coguar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

ФИО
Филосовско-Информационное Объединение группы Александра Кожневецкого. Информация предоставленная на сайте является личной точкой зрения на происходящие события как в целом мире так и в определенных областях и/или отраслях. Охват сведений не ограничивается и зарубежными новостями характера компьютеризации и новых технологий.

Отражение любого взгляда формирует определенное поведени относительно сложившейся ситуации. Поэтому не стоит не дооценивать свои мысли и выводы относительно чего-то.


Компьютерный мировой социум. Бесплатный журнал. © 2024 Используются технологии uCoz